Список форумов

Esperanto новости

Форум об эсперанто и языках вообще

Избранное:
En Esperanto: UEA :: REU :: Vikipedio :: Libera Folio
По-русски: Esperanto новости :: Что такое эсперанто? :: Курс эсперанто по эл. почте


Сейчас Вс авг 18, 2019 13:54 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Ваше отношение к капитализму?
Лучше ничего не придумали (нужно бороться за сохранение этой системы) 9%  9%  [ 1 ]
Хуже капитализма нет ничего (нужно бороться против этой системы) 9%  9%  [ 1 ]
Альтернативы капитализму есть (я уже борюсь или готов бороться за эти альтернативы) 45%  45%  [ 5 ]
Достойной альтернативы пока нет, но она необходимы (я пытаюсь участвовать в разработке такой альтернативы) 36%  36%  [ 4 ]
Всего голосов : 11
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн май 09, 2005 20:30 pm 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 03, 2003 20:01 pm
Сообщения: 561
Откуда: Marso
Автор: Борис Слунц

Полтора десятилетия прошло с момента появления знаменитой статьи Ф. Фукуямы "Конец истории?" (1989 г). Эта статья, ставшая торжествующим визгом Запада, одержавшего победу в холодной войне, превратила малоизвестного дотоле профессора в одного из крупнейших адептов либерализма. Необычайно по тем временам быстро, менее, чем через год, эта статья была переведена и опубликована в Советском Союзе ("Вопросы философии" N 3 1990 г ).

Советский Союз разваливался, социалистический лагерь разбегался, и, казалось, преградами на пути "нового мирового порядка" оставались только Иран да Ирак. Разве могли эти страны противостоять натиску "свободного" мира? Во всяком случае, они до сих пор не воспринимаются всерьез всяческими властителями дум и на Западе, и в России (не из-за плоскости ли? - впрочем, речь не об этом). У западной модели общества не осталось альтернативы. Итак, сбылись мечты идиота...

Но принесло ли воплощение грез радость? Фрэнсис Фукуяма так обескуражено заключает ту самую свою знаменитую статью: "Конец истории печален... В постисторический период нет ни искусства, ни философии..."

Методологической основой упомянутой статьи Фукуямы служит философия Гегеля в интерпретации французского гегельянца Кожева. Гегель, создавший в 1-й пол. 19 века концепцию диалектического развития, полагал, что это развитие не бесконечно и в основном как раз и завершилось в то время, когда жил сам философ. Вершиной развития философии он считал собственное учение, вершиной развития государственности для него была Пруссия... Политический идеал Фукуямы несколько иной – вненациональное государство Соединенных Штатов, но сам подход по сути своей тот же. По его представлениям, эпоха Гегеля была только началом конца истории.

Гегель очень соответствует стилю нынешнего западного мышления, в какой-то мере, несомненно, он и создал этот стиль, повлияв и на идеологию и на политику. Развитие – центральная идея гегелевской философии. Во времена Гегеля считалось само собой разумеющимся, что процесс развития должен привести к какому-то результату, а бесконечное развитие ради развития считалось дурным процессом, лишенным смысла. У развития должна быть цель. Почему бы в качестве такой цели не воспринимать современное положение дел, будь то в области философии или политики, если это вам нравится? Но в наше время развитию таки стало самодостаточной целью. Расстаться с развитием стало настолько немыслимым, что даже остановка развития после достижения его цели представляется невыносимой! После достижения цели развитие должно не остановиться, а стать качественно однородным, устойчивым и т.п.

Значение Гегеля для германской политики сравнивали с ролью прусского фельдфебеля. (Солоневич) Центральное для Гегеля понятие развития стало ведущей идеологемой и занимают доминирующее положение в сознании представителей европейской цивилизации. Правда, понимание истории нашим современником, воспитанным в духе европейской цивилизации, оказалось одномерным. Существом исторического процесса признан рост, не ограниченный в своем количественном измерении: "экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя". В идеале должны быть устранены все препятствия этому росту. По мнению Фукуямы, в настоящее время этот идеал достигнут и качественные контуры цивилизации определились раз и на всегда. Развитие приобретает такой характер и становится таким, что в античное время или в эпоху возрождения его назвали бы бурным развитием, движением в дурную бесконечность. Но вся мудрость и опыт человечества учат, что ничего вечного в этом мире не бывает. Когда со дня смерти Гегеля прошло не более века, история уже опровергла его построения и прогнозы. Но вот в конце 20 в. возникла ситуация, сходная с той, что сложилась при жизни философа, и сразу же появились желающие реанимировать гегелевскую концепцию.

Очень важно следующее наблюдение Фукуямы: "Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма – всего этого общество победившего либерализма лишено". Хорошо это или плохо? Человеку, читавшему Гумилева, это напомнит то ли о гомеостазе, то ли о "золотой осени" – разница не так важна, "осень" есть плавный и неуклонный путь к гомеостазу. Если этнос впадает в гомеостаз, это означает, что он сходит с исторической арены, но сама история для других народов продолжается. Современная цивилизация – цивилизация западного суперэтноса, и конец ее истории – не победа этого суперэтноса, а ее конец. Заканчивается история Запада, но мировая история должна продолжиться.

Должна продолжиться. Но будет ли у нее продолжение - вопрос еще нерешенный. История человечества может закончиться совсем по другим причинам, нежели те, о которых пишет Фукуяма. Развитие самой могущественной на Земле цивилизации имеет ряд особенностей. Прежде всего – это особый потребительский характер общества. Целью является не удовлетворение реальных потребностей человека, а культивирование новых, искусственных. Эта цивилизация является единственной из известных истории, в основу которой не положен какой либо принцип высшего порядка (Авигдор Эскин). Культивирование новых потребностей необходимо в западном обществе для заполнения духовной пустоты, утоления духовной жажды материальной компенсацией. Смыслом существования этого общества является неограниченное расширение. Новые потребности вызывают экономический рост, признаваемый критерием успеха и процветания общества. Другая особенность – неуклонное уменьшение роли живого труда и человеческого фактора за счет возрастания роли овеществленного труда – капитала. Капитал обрел способность к почти самостоятельному существованию и, опять таки, к развитию. Рост всех параметров западной цивилизации стал самоподдерживающимся процессом, способным обойтись без направляющего воздействия разума, т. е. стать неуправляемым. Развитие выражается экспоненциальным ростом всех характеристик общества (энерговооруженности, массы потребительских товаров, производства, и т.п.). Очевидно, что при неуправляемом характере такой рост приведет к быстрому исчерпанию каких бы то ни было ресурсов, включая биологические и психические ресурсы самого человека. В этом состоит угроза человечеству. В ближайшем будущем возможно такое изменение климата и других физических параметров среды обитания, что любые высшие формы жизни будут невозможны. Однако техносфера обретает способность к самостоятельному существованию и может сохраниться и развиваться даже без человека, ибо необходимость в последнем отпадет. Западная мысль и западное же массовое сознание о чем-то таком явно догадываются, о чем свидетельствуют антиутопии о Матрице, Терминаторе и Франкенштейне (последний, кстати, современник Гегеля). Именно этими персонажами беременна западная цивилизация. И если мы НЕ хотим, чтобы они материализовались, необходимо отказаться от "западного пути развития", "европейского выбора" и его экономического выражения - капитализма.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  

 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн май 09, 2005 20:41 pm 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт авг 26, 2003 18:11 pm
Сообщения: 2952
Откуда: Москва
Голосовала четвертый пункт.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт май 10, 2005 6:42 am 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 17, 2005 11:14 am
Сообщения: 601
Откуда: ma Losi
Выбрал четвёртый пункт, но я не пытаюсь участвовать в разработке такой альтернативы.

_________________
http://ru.wikibooks.org/wiki/Tokipona


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт май 10, 2005 9:39 am 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 13, 2005 22:07 pm
Сообщения: 1061
Откуда: Кузонысь
Всё проходит... и капитализм пройдёт... ;)

_________________
Valoras la fikado rara,
ju pli malofta — des pli kara,
sed gardu vin la Eternul’
kontraŭ fikado sen regul’!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт май 10, 2005 18:42 pm 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano

Зарегистрирован: Чт июл 01, 2004 20:02 pm
Сообщения: 1144
Идея БПМ (бесприродного технического мира) обсуждалась в ТРИЗ-кругах задолго до Фукуямы, в обществе развитого социализма или даже полностью построенного коммунизма, если, конечно, верить предвидению Н.С.Хрущева. Другое дело, что конкретные технические решения сложнее для понимания, чем рассуждения "взагалi", поэтому о Фукуяме слышали многие. А с элементами будущего можно ознакомиться уже сейчас в патентных фондах. Только это мало кому нужно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср май 11, 2005 8:33 am 
Не в сети
Fervora Forumano
Fervora Forumano
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 27, 2003 7:55 am
Сообщения: 1031
Откуда: Rusio, S-Peterburg
Голосовал третьим пунктом, хотя считаю саму формулировку вопроса в корне неверной. Капитализм является всего-лишь порождением общества потребления и может существовать исключительно в его рамках. Сменится общественный вектор, человечество повзрослеет (успех будет измеряться не объемом потребленных материальных благ, а чем либо другим) и капитализм исчезнет сам собой, лишившись своей базы.

_________________
Ne veku beston en mi! (hamstreto)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Похожие темы форума | Similaj temoj en la forumo
 Темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. "Феминизм " и "антифеминизм" - близняшк

juve

1

2885

Ср фев 08, 2006 7:21 am

Sxak' Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. "Жизнь наоборот": расследование -- "Mala vivo

Valentin_Melnikov

0

1991

Ср май 21, 2008 16:09 pm

Valentin_Melnikov Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. "Эсперанто Тревел": Программа "Супер-Лето во

Boris Kolker

0

1519

Чт апр 11, 2013 0:53 am

Boris Kolker Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Oni jam enkondukis pronomojn "sxli" kaj "vij&

Rimon

8

4289

Пн янв 23, 2006 13:20 pm

skirlet Перейти к последнему сообщению

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
News News Plan de site Plan de site SitemapIndex SitemapIndex Flux RSS Flux RSS Liste des flux Liste des flux
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group