Esperanto новости
http://www.e-novosti.info/forumo/

Краткий учебник эсперанто для начинающих.
http://www.e-novosti.info/forumo/projektoj/topic7189.html
Страница 1 из 3

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 19:39 pm ]
Заголовок сообщения:  Краткий учебник эсперанто для начинающих.

http://ru.lernu.net/komunikado/forumo/temo.php?t=17826

La simpleco de Esperanto ne estas uzata sufiĉe. Simpla ideo.
1. Spertaj esperantistoj devos krei altkvalitan bazan lernolibron (< 100 paĝoj),
kiu havos fiksan optimuman aron da morfemoj
(ekzemple, http://ru.lernu.net/komunikado/forumo/temo.php?t=16776 . Por facila komunikado en diversaj simplaj situacioj) kaj optimuman gramatikon (Analogo de la Unua Libro. Normo).
2. La lernolibro devos havi altan statuson/rangon (per la helpo de UK
aŭ UEA/AdE).
3. Oni tradukos la lernolibron en aliajn lingvojn, konsiderante la specifajn detalojn de chiu lingvo k metodikojn.
4. La lernolibro devos havi la liberan licencon (kaj devos havi dosierojn (pdf, txt)).
5. Chiuj esperantistoj vaste reklamos la lernolibron.

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 19:52 pm ]
Заголовок сообщения: 

учтено.

Автор:  Qakin [ Вс ноя 24, 2013 20:17 pm ]
Заголовок сообщения: 

а смысл выкидывать 9 слов из 179? 5%.

Автор:  Qakin [ Вс ноя 24, 2013 20:20 pm ]
Заголовок сообщения: 

тем более, что из них большинство - либо частотные, либо легкозапоминаемые, либо и то, и то вместе.
Только Bo- явно лишнее. Может выкинуть estr, а ĉef оставить?
Часто ли используется и так ли нужно Almenaŭ?

Автор:  Qakin [ Вс ноя 24, 2013 20:27 pm ]
Заголовок сообщения: 

В чем тонкая разница между apenaŭ и preskaŭ?
Tamen и sed? Может быть эти пары сократить, выбрав последнее слово в каждой паре, и выбросив первое?

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 20:27 pm ]
Заголовок сообщения: 

...

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 22:29 pm ]
Заголовок сообщения: 

...

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 23:01 pm ]
Заголовок сообщения: 

...

Автор:  SEN7759 [ Вс ноя 24, 2013 23:43 pm ]
Заголовок сообщения: 

...

Автор:  SEN7759 [ Пн ноя 25, 2013 12:45 pm ]
Заголовок сообщения: 

Некоторые выводы.
После добавления необходимых морфем из групп 6-9, словарь в 900 морфем сделать возможно без значительных потерь.
Словарь в 500 морфем сделать очень трудно и потери будут значительные.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 18:21 pm ]
Заголовок сообщения: 

Наверное, для полноценного общения взрослых не удастся сократить словарь менее, чем до 700-800 морфем. Потому что числительные, месяца, слова на -aŭ, аффиксы и предлоги, 50 "табличных" местоимений, личные местоимения - абсолютно необходимы, и вместе составят около 2 сотен слов. Если мы допустим, что можно ужать словарь до 500 слов, то из них слов "обычных" останется около трехсот, что очевидно недостаточно.
Но можно попробовать составить словарь для "детского" общения.
Мне кажется, что именно дети оценят возможности конструирования слов по типу bovo-bovino-bovido-bovidino. Меня это когда-то подкупило, и я вызубрил 700 слов по курсу Гончаровой, не имея еще доступа к взрослым библиотекам и словарям, с удовольствием играл в этот конструктор. Мы играли на природе в индейцев и я придумывал индейские клички "Flava Okulo", названия ягод (землянику назвал ruĝabero, а полевику kampobero), переводил начало "песни о Гайавате", где седой кацик у меня стал grizahara.
Так вот, если делать курс для детей (от 6 до 14 примерно), то можно выкинуть еще часть слов.
Кроме того, надо определиться, для каких народов и стран этот курс.
Потому что для европейцев выучить названия месяцев и числительные - это только один раз прочитать; то есть эти 25 слов нисколько не требуют ресурсов памяти, их вроде можно и не считать :) Для иных народов, вероятно, это будет стоить усилий.
В таком случае я бы выкинул названия месяцев. Тому 2 причины:
1) Смысл этого названия можно передать при помощи порядкового номера по примеру: март - третий месяц.
2) Я сомневаюсь, что азиаты живут по этому календарю. Даже если и живут, то они кроме него пользуются еще и национальными календарями. И для еврея будет важнее назвать месяц Тишри, а для араба - Мухаррам или Рамадан. Аналогично в Китае, Индонезии и т.п.

Так же можно выкинуть названия животных. Кошки, собаки, куры не для всех народов играют такую же роль, как в Европе. Для кого-то привычнее видеть кенгуру или обезьянку. Достаточно будет слов Besto и Birdo. Тут правда возникает вопрос, на каком примере иллюстрировать суффикс -id-?

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 18:31 pm ]
Заголовок сообщения: 

Пардон, я по диагонали глянул, не сразу понял, что месяцы у вас уже убраны.
Nacio и popolo - по-моему это дубль.
Ну еще лошадь выкинуть.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 18:43 pm ]
Заголовок сообщения: 

Если убираем piedo, то можно убрать и mano. Будем считать, что такая детализация излишня - есть просто нога и рука.
Ambaŭ - без особых смысловых потерь заменяется на du.
Bordo - убрать. Для тех, кто "на воде" - это будет просто "земля"; для тех, кто на земле - берег это край реки, моря.
Под сомнением и слова postuli и premi.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 18:53 pm ]
Заголовок сообщения: 

Думал, mezo заменить на duono, на кажется это не всегда возможно.
kolekto и renkonto - на kunigo и kuniĝo?
Agrabla и plezuro - дубль.

Автор:  SEN7759 [ Пн ноя 25, 2013 18:55 pm ]
Заголовок сообщения: 

Оказалось, что сравнивать можно
лишь с Basic English (это 850 морфем
и 13, находящихся в грамматике).
BGE всего лишь проект, не прошедший
широкого практического применения.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 18:59 pm ]
Заголовок сообщения: 

Так ли нужно слово "приказывать"? Особенно если не убирать "требовать".
Станция - обязательное слово?

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 19:04 pm ]
Заголовок сообщения: 

Всем ли культурам известно, что такое kuko?
Servi и ofico - дубль.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 19:08 pm ]
Заголовок сообщения: 

Bovo, ovo, ŝafo, porko - убрать.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 19:09 pm ]
Заголовок сообщения: 

убрать simila и serioza.

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 19:12 pm ]
Заголовок сообщения: 

ĉesi, agi, aranĝi, efiki - лишние.

Автор:  SEN7759 [ Пн ноя 25, 2013 19:17 pm ]
Заголовок сообщения: 

...

Автор:  Qakin [ Пн ноя 25, 2013 19:44 pm ]
Заголовок сообщения: 

Пожалуй, что при написании учебника надо ориентироваться на возраст 12-18 лет. Дети помладше еще не нуждаются в дополнительном языке и не способны оценить простоту грамматики и словообразования. А люди постарше уже нуждаются в более точной передаче нюансов, которая не может быть обеспечена никаким словообразованием - им все равно уже нужно будет много слов.
Тогда и рекламное предисловие надо сориентировать на тот же возраст. И присовокупить к учебнику ссылки на материалы, способные заинтересовать таких детей и подростков.
Например, я считаю лишним не только упоминание о том, что на эо переведены документы такого-то съезда КПСС, но и о политике Сталина и Гитлера в отношении эсперантистов. Так же ни к чему вспоминать про "Вьетнам шагает вперед". ИМХО, не полезно, и даже вредно всюду лепить и рассказы о сектах Бахаи и Оомото. Сейчас актуальнее давать набор компьютерных программ для эо, ссылки на живые чаты-форумы, на библиотеки литературы на эсперанто, а не об эсперанто. О Заменгофе - самый минимум, не превращая его в идол. О гилелизме и хомаранизме - ничего. Литературу показывать не столько художественную (разве что самые яркие произведения), сколько научно-техническую, научно-популярную и страноведческую. Паспорта серво, сайты знакомств для эсперантистов - обязательно. Ну и еще надо думать...

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/